Диагностическое лото. Программно-методический комплекс




Диагностическое лото. Социально-личностное развитие дошкольника.
Программно-методический комплекс

Разработчик – «Новый Диск».

Предметная область – психология, диагностика.

Программно-методический комплекс предназначен для детских психологов, воспитателей, социальных педагогов, специалистов коррекционных учреждений, центров развития и реабилитации детей.

Программа представляет собой интерактивную игровую среду для психологической диагностики и коррекции эмоционально-личностного и социального развития ребенка, выявления причин социальной дезадаптации и проблем во взаимоотношениях. Материалы программы подготовлены совместно с педагогами-психологами и прошли практическую апробацию специалистов в работе с детьми.

Диагностика проводится в форме игры, ребенок получает красочные иллюстративные карточки и по ним оценивает свое отношение к различным жизненным ситуациям. В программе представлены два тематических блока:

  • «Ребенок в социуме». Включает 3 обследования. Направлен на установление возможных причинно-следственных связей между ситуацией и эмоциональным состоянием ребенка. Позволяет оценить отношение ребенка к ситуациям, в которых он оказывается в детском саду, в межличностном общении, в повседневной и бытовой жизни.
  • «Семья глазами ребенка». Включает 2 обследования. Направлен на выявление личностно-эмоционального статуса членов семьи ребенка, установление зависимости поведения ребенка от предполагаемых им эмоциональных оценок его поведения членами семьи. Этот раздел позволит увидеть семейный рейтинг глазами ребенка, выявить возможные причины семейной дезадаптации.

Программа позволяет сохранять индивидуальные результаты по каждому ребенку, при этом их можно распечатать или импортировать в электронный документ. Также по результатам можно посмотреть и проработать предлагаемую программой психологическую интерпретацию, в написании которой принимала участие группа психологов и специалистов по дошкольному возрасту.

Все диагностические иллюстративные карточки программы доступны для отдельного просмотра и обсуждения с детьми, что расширяет возможности использования материалов программы.

Особенности программы:

  • Возможность проводить психологическую диагностику как детей, так и родителей
  • Наличие психологической интерпретации всех результатов
  • Возможность сохранять, распечатывать и импортировать в файл полученные в ходе диагностики данные
  • Материалы программы полностью озвучены
  • Возможность организации работы по локальной сети
  • Многопользовательская лицензия на 10 полных установок и 30 клиентских
  • Прилагается печатное методическое пособие

Авторы программы: Т.В. Воробьёва, И.Л. Туйчиева, О.Н. Горницкая, А.Ю. Кремлёва.

Содержание

В программе предлагаются следующие темы для проведения психологической диагностики:

  1. Эмоциональное состояние ребенка в жизненных ситуациях.
  2. Эмоциональное состояние ребенка в детском саду.
  3. Эмоциональное состояние ребенка в межличностном общении.
  4. Отношение ребенка к каждому члену семьи.
  5. Эмоциональная оценка ребенка членов семьи по их отношению к жизненным ситуациям.

Диагностическое обследование проходит в форме игры, ребенок получает красочные иллюстративные карточки и по ним оценивает свое отношение к различным жизненным ситуациям. До начала обследования ребенку нужно пройти регистрацию, которая организуется тоже в игровой форме. Ребенок попадает в волшебную комнату, где он может создать свой альбом, выбрав свой портрет. Здесь представлены портреты не только мальчика и девочки, но и взрослых людей, так как диагностическое обследование могут выполнять родители, родственники ребенка, педагоги и воспитатели. Все результаты обследований будут сохраняться в итоговом отчете под указанными именами и фамилиями.

Структурно программа включает два тематических блока: «Ребенок в Социуме» и «Семья глазами ребенка».

«Ребенок в социуме». Включает диагностические обследования по следующим направлениям:

  • Выявление эмоционального состояния ребенка в жизненных ситуациях. Предлагается набор из 16 ситуаций, наиболее часто встречающихся в жизни ребенка: прием пищи, общение со сверстниками, посещение детского сада, поход в магазин, посещение врача, поход в театр, занятие спортом, игра с игрушками, общение с домашними животными, прогулка на природе, чтение книг, просмотр телевизора, занятие рисованием, ручной труд, уборка в комнате, игра за компьютером.
  • Выявление эмоционального состояния ребенка в различных видах детской деятельности: в детском саду, в свободной и игровой, образовательной, в процессе режимных моментов.Предлагается 16 ситуаций и видов деятельности, с которыми ребенок ежедневно сталкивается в детском саду: игра в группе, прием пищи, игра и общение с воспитателем, одевание и раздевание в детском саду, прогулка, сон, посещение занятий по математике, развитию речи, занятие рисованием, лепкой, музыкой, театром, занятие физкультурой, ритмикой, посещение бассейна, занятие в компьютерном классе.
  • Выявление эмоционального состояния ребенка в межличностном общении. Предлагается 12 ситуаций, наиболее типичных для ребенка-дошкольника в сфере межличностного общения: ребенок в кругу сверстников, дружба с девочками,  дружба с мальчиками, общение с воспитателем, педагогом,  встреча со старшеклассником, общение с младшим ребенком, встреча с собакой, состояние одиночества, нахождение среди взрослых, встреча с пожарным, встреча с врачом скорой помощи, встреча с милиционером.

«Семья глазами ребенка». Включает диагностические обследования по следующим направлениям:

  • Выявление отношения ребенка к каждому члену своей семьи, своим близким. Предлагается набор из 12 социальных ситуаций, наиболее характерных в жизни ребенка, и ставится задача дать оценку своему отношению к необходимости общения с выбранным близким (членом семьи) в каждой конкретной ситуации: посещение детского сада, поход в зоопарк, посещение театра, прогулка на природе, посещение врача, игры на прогулке с близким, игры на прогулке совместно с близким и друзьями, посещение магазина игрушек, путешествие, ситуация беды, ссоры, обиды, чтение книг, укладывание спать.
  • Определение эмоциональной оценки членов семьи (близких людей) по их отношению к жизненным ситуациям, к различному поведению ребенка. Ребенку предлагается 12 социальных ситуаций, в которых он может оказаться или уже оказывался, его задача – определить наиболее вероятную эмоциональную реакцию выбранного члена семьи на каждую из ситуаций: разбил посуду, привел бездомное животное в дом, сломал игрушку, подрался, кривляется, испачкался, испортил одежду, берет вещи из запретных мест, берет без спроса, вредит природе, смотрит телевизор, играет за компьютером, устроил беспорядок в комнате.

Все вопросы программы, предусмотренные в обследованиях, озвучены диктором. После того как выбранная карточка поставлена в ячейку лото, звучит вопрос, который характеризует ситуацию, изображенную на ней. Возможность прослушать вопрос поможет каждому ребенку лучше понять то, что изображено на карточке и, соответственно, дать правильный ответ. При необходимости педагог может отключить звук.

Эмоциональное отношение к ситуации, изображенной на карточке, ребенок выражает одним из трех смайликов, каждый из которых соответствует конкретному настроению: веселый, радостный (этот смайлик ребенок выбирает, когда положительно относится к изображенной ситуации, когда ему это нравится, он это любит); нейтральный, безразличный (этот смайлик ребенок выбирает, когда безразлично относится к ситуации, ему все равно, он индифферентен); грустный, печальный (этот смайлик ребенок выбирает, когда отрицательно, негативно относится к изображенной ситуации, когда ему это не нравится, он это не любит).

Действия ребенка, связанные с постановкой карточки на поле лото, а также выбором одного из трех смайликов, сопровождаются характерными звуками. Звуки помогают ребенку на сенсорном уровне фиксировать корректность и точность своих действий (при наличии наушников или звуковых колонок), обеспечивают комфортность процедуры психологического обследования, создают условия уверенности и определенности в собственных действиях.

После того как все карточки с ситуациями из ящичков будут перемещены на игровое поле экрана и оценены ребенком, внизу появится Волшебная кисточка. Ребенок сможет любым из предложенных цветов покрасить рамку для карточки. Выбор ребенком цветового решения может служить для специалиста дополнительным диагностическим материалом.

Результаты обследования представляются в виде психологических интерпретаций ответов и рекомендаций по дальнейшему взаимодействию с ребенком. Полученные результаты можно сохранять, распечатывать или импортировать в электронный документ.





По вопросам сотрудничества и продаж учебным заведениям обращаться:

Киселёва Галина Николаевна
тел\факс. (4012) 53-69-60
моб. 8 967 350 79 10
e-mail: kiseleva.gn@pressa39.org