Азбука искусства. 5-11 классы. Программно-методический комплекс






Скачать демо версию
Разработчик – «Новый Диск».

Предметная область – искусство.

Предметы – мировая художественная культура, изобразительное искусство, музыка, литература, история.

Пользователь:
Программа адресована, прежде всего, преподавателям и учащимся общеобразовательных и специализированных учебных заведений, но может быть полезна также всем тем, кто интересуется живописью и хочет овладеть навыками искусствоведческого анализа.



Программно-методический комплекс «Азбука искусства» знакомит учащихся с основами языка изобразительного искусства, учит анализировать творения художника, погружает в исследование замысла создателя картины через ее композицию, графику и элементы формы, знакомит с разными художественными стилями и направлениями.

Приобщая к сокровищнице мирового изобразительного искусства, программа способствует воспитанию эстетического вкуса, развитию умения видеть прекрасное в жизни и ценить его. Оригинальная форма подачи теоретического материала с органично встроенными элементами игры, разнообразные интерактивные задания, богатый аудиовизуальный ряд – все это и многое другое поддерживает интерес учащегося к изучению предмета. Кроме того, продуманная композиция уроков, высокая степень наглядности и содержательности учебного курса делают его незаменимым помощником для учителя. Нетрадиционная для учебного процесса форма подачи материала в виде диалога героев дает возможность учителю и учащимся выработать принципиально новые, эвристические подходы к познанию искусства.

Особенности программы:
• Эффективное использование программы с интерактивной доской и в компьютерном классе
• Высокая интерактивность и наглядность учебного материала
• Анимированные лекции с увлекательными диалогами об искусстве
• Виртуальный музей с возможностью увеличения иллюстраций для детального изучения
• Специальный инструментарий, позволяющий активно работать с графикой картины, выделять детали, проводить сравнительный анализ и др.
• Интерактивные задания на закрепление изученного материала в каждой теме
• Экзаменационные интерактивные тесты, определяющие уровень владения навыками комплексного анализа картины
• Интерактивные книги: словарь терминов, биографии художников и др.
• Дополнительные и справочные материалы
• Программа является многопользовательской версией с лицензией на 20 установок.

Программно-методический комплекс включает авторское методическое пособие, которое отражает тематическое соответствие материалов пособия школьной программе и главам учебников МХК Л.А. Рапацкой для 10-х, 11-х классов, входящих в федеральный перечень учебников, содержит сценарии уроков и другие полезные материалы для учителя

Автором электронного пособия и методических разработок по использованию программы в учебном процессе является Смирнова Л.П. – кандидат педагогических наук учитель русского языка, литературы и МХК.
Пособие рекомендовано МИОО Департамента образования г. Москвы.

«Азбуке искусства» присужден диплом в номинации «Лучшая развивающая программа» на XI Всероссийском фестивале визуальных искусств.

Содержание:
Программа построена по законам искусства, которое представляет собой живой изменчивый мир, поэтому и перед глазами пользователя разворачивается виртуальное театральное действо, имеющее свою композицию – завязку, кульминацию и развязку.

Процессу обучения предшествует заставка, подготавливающая к восприятию произведений искусства. Определяется роль, которую играет искусство в жизни человека; формулируются цели его познания.

На пути постижения искусства ученика сопровождают три героя: Муза – восторженная, ироничная дама (изображение с полотна Вермеера Дельфтского «В мастерской художника»), Тимей – тонкий ценитель искусства, эрудит и скептик (персонаж с картины Боттичелли «Портрет молодого человека с медалью») и Художник – мастер, позволяющий взглянуть на процесс художественного творчества изнутри (изображение с «Автопортрета» Никола Пуссена). Разговаривая друг с другом, споря и шутя, они в увлекательной форме знакомят с азбукой искусствоведения. Чтобы обучение проходило осмысленно, перед учащимся ставится воспитательно-эстетическая задача – разумом и чувствами «окунуться» в таинственный, чарующий мир искусства и выйти из него немножко другим, более глубоким и чистым человеком.

Электронное пособие построено в виде виртуального музея, каждый из трех этажей которого посвящен определенной тематике. Последовательное передвижение по каждому из разделов и представляет собой поэтапное постижение тайн произведений живописи. Изучив материал, располагающийся на двух первых этажах, учащийся овладеет четкими ориентирами (алгоритмом), которые помогут ему «расшифровывать» творения художников.

На первом этаже («Основы композиции») герои программы раскрывают понятие «художественный образ», подчеркивают его многозначность и рассказывают о том, как, анализируя форму и содержание картины, можно приблизиться к пониманию ее смысла (идеи). Здесь рассматриваются следующие темы:

Введение. Художественный образ.
1. Форматы
2. Вертикали и горизонтали
3. Диагонали
4. Точки зрения
5. Типы перспективы
6. Организация пространства картины
7. Предметная символика

Изучив законы композиции произведения и осознав, что и у картин есть своя особая геометрия, учащийся поднимается выше. На втором этаже («Линии и цвет в картине. Стили») рассматриваются «взаимоотношения» линии и цвета в изобразительном искусстве, на примерах отдельных картин дается характеристика некоторым художественным стилям, проводится их сравнительный анализ. Здесь представлены следующие разделы:
1. Графика и живопись
2. Цвет в картине
3. Раскрытие ларца знаний (на основе уже изученного делается полный анализ полотен А. Ван Бейерена «Завтрак» и Дж. Моранди «Натюрморт»)
4. Стили. Барокко
5. Классицизм
6. Романтизм
7. Реализм
8. Импрессионизм
9. Фовизм

После каждого электронного урока предлагаются тестовые задания на закрепление материала, помогающие определить степень его усвоения.

Рубрика Это интересно, картинные галереи и панорамные видеофрагменты, в которых рассказывается о жизни художников, творческой истории картин, - это не только возможность получения дополнительной информации, но и способ поддержания интереса к изучаемому курсу.

На третьем этаже учащийся расстается с героями и самостоятельно определяет дальнейшее направление. Здесь представлены следующие разделы:
• Экзаменационный кабинет, где можно проверить свои знания и, пройдя комплексный итоговый тест, получить зачет по изученным темам. Учащемуся будет предложено на выбор десять билетов, ответы на вопросы которых представляют собой полный анализ картины определенного художественного направления. Здесь же находится «Зачетка» – журнал, в котором отражаются результаты выполнения упражнений во всех модулях программы и на экзамене.
• В Комнате отдыха можно насладиться портретами и пейзажами великих мастеров.
• Запасники содержат все репродукции, использованные в программе. Выбрав по алфавиту понравившегося мастера живописи, можно не спеша еще раз посмотреть его работы.
• В Библиотеке находятся словарь терминов, биографии художников, книга Экклезиаста и список литературы по искусствоведению.
• Для тех, кто интересуется историей русской иконописи, предлагается Факультатив, где проходят занятия, посвященные «Троице» А. Рублева.

Интерактивность:
Интерфейс программы прост и интуитивно понятен, все активные элементы снабжены всплывающими подсказками.

Основное меню включает:
• Содержание раздела (три этажа – три раздела курса)
• Кнопки перехода на другой этаж
• Проигрыватель фоновой музыки, в котором можно регулировать громкость и выбирать музыкальную композицию либо отключать ее
• Окно Справка

Окно можно развернуть во весь экран, свернуть и закрыть.

Структура и интерфейс урока:
Каждый урок (тема) разбит на страницы и состоит из двух основных частей – лекционного материала и практических упражнений.

В лекционной части урока, кроме наглядно представленного, оформленного иллюстрациями и прокомментированного текста, встречаются ссылки на различные мультимедийные элементы, которые помогают лучше усваивать информацию. Это видеоматериалы, высококачественные репродукции, терминологический словарь, дополнительные сведения о художниках, направлениях и произведениях искусства.

На каждой странице, помимо панели управления, постоянно присутствует навигационная панель (кнопки Дальше и Назад, а также мигающие стрелочки, показывающие направление). В левом верхнем углу страниц всегда помещен значок, с помощью которого можно вернуться к основному меню.

При изучении отдельных тем активным становится инструмент Чертежник, с помощью которого можно поверх картин создавать свои изображения.

Перемещение по урокам осуществляется щелчком мыши по выбранному объекту. Подобным образом можно увеличивать изображения картин, разворачивать во весь экран видеофрагменты.

Мультимедиа:
В электронном учебном пособии «Азбука искусства. Как научиться понимать картину» визуальный ряд представлен следующими информационными объектами: репродукциями картин с возможностью их увеличения, видеофрагментами и анимационными роликами, портретами художников, текстовыми справочными материалами.

Звукоряд включает диалоги героев о картинах, восемь композиций классической музыки, которые можно использовать в качестве фона, озвученные видеоролики.



По вопросам сотрудничества и продаж учебным заведениям обращаться:

Киселёва Галина Николаевна
тел\факс. (4012) 53-69-60
моб. 8 967 350 79 10
e-mail: kiseleva.gn@pressa39.org